Моя школа....
Самонадеянно и достаточно наивно говорить: это
моя школа… Здесь так много людей: ученики, выпускники, педагоги, и почти
каждый считает эту школу своей. И
все-таки … это моя школа! Что же делает её такой родной? Точно уж не парты и не
стены, не компьютеры и не горы исписанных тетрадей! Хотя как же без них…
Моя школа – это мои ученики, коллеги и, конечно
же, я сама: моя любовь, мое желание работать в суматохе, когда теряешь счет
звонкам, когда не замечаешь, что пролетел еще один день, такой трудный и такой
интересный!
С чем можно сравнить работу учителя? Я бы
сравнила ее с преодолением… Преодолением
себя, своих слабостей, недостатков. Ведь
невозможно учить, тем более научить кого-то, если сам, понимая собственное
несовершенство, не работаешь над собой постоянно. Иначе со временем ты превратишься в человека, который хранит
в своей голове конспекты давным-давно выученных уроков и повторяет
ежегодно одно и то же, одно и то же. Разве такая работа интересна? Разве это Учитель? Риторические вопросы.
Жизнь показала, что в наше время педагог должен быть особенно чуток ко всем
изменениям, происходящим в мире. Руками (сердцами, умами) учителей
создаётся наше будущее: каким оно будет,
во многом зависит от педагога.
Высокопарно? Возможно. Но это действительно так. Ребенок, как губка, на
протяжении многих лет, впитывает не
столько знания, сколько отношение
учителя к окружающим, его мировоззрение – его общечеловеческий облик.
Но если учитель не готов меняться, учиться? Что же говорить тогда о школьниках? Может,
поэтому в начале
нового ХХI века, по данным исследователей, только 20% ребят хотят учиться в школе? Как
учителю ответить на этот грозный вызов времени? Кажется, замкнутый круг.
И выход из него только один - учителю
постоянно нужно учиться самому, осваивать новое, учиться учить других. Только
если он будет увлечен этим процессом, он сможет увлечь за собой и своих учеников. Кажется, так
просто! Но на деле это означает постоянную, ежеминутную работу над собой.
Может быть, где-то и можно работать по старинке.
Где-то, но не в школе! Наши дети не будут молчаливо сидеть за партами и
выполнять задания под руководством учителя, если эти задания им не интересны и
если учитель будет не любим ими. Да-да,
не любим! Кажется, что в современных
человеческих отношениях любовь находится
где-то на периферии. Партнерство,
сотрудничество, индивидуальный подход… Какие только термины не характеризуют отношения учителя и ученика!
Но, как и тысячи лет назад, все сводится к одному: любит или не любит,
человека, своё дело – мир, окружающий каждого.
От того, любит ли учитель людей, сможет ли он в двоечнике или троечнике увидеть человека с его страданиями,
комплексами, радостями и бедами, зависит очень многое. Педагог, обладающий
щедрой душой, отзывчивым сердцем, способен стать для ребенка авторитетом, чье
прикосновение, влияние может окрылить человека, зажечь в нем доброе и светлое.
Порой единственная фраза или слово остается с нами всю жизнь, руководит нами,
взывает к нашей совести. Счастлив тот
учитель, чье слово отзовется в душе ребенка. Никакими деньгами не окупить
затраты души учителя! Да и не нужно. Потому что учитель – это особая профессия: это возможность саморазвития, самовоспитания,
где каждый урок – новый толчок к тому, чтобы быть лучше, умнее, интереснее,
добрее, а каждый ученик –
человек, отношение к которому – мерило твоей сердечности, душевной
щедрости и порядочности.
Честно и ничуть не наивно говорить: это моя школа...
В этих словах нет никакой заносчивости,
собственничества и высокомерия. Пожалуй,
наоборот. Моя школа не позволяет мне самоуспокоиться. Она продолжает
учить и воспитывать меня. Моя школа –
это профессия учителя …