Уча других, мы учимся сами.
Сенека

Моя педагогическая философия



Моя школа....
Самонадеянно и достаточно наивно говорить: это моя школа… Здесь так много людей: ученики, выпускники, педагоги, и почти каждый  считает эту школу своей. И все-таки … это моя школа! Что же делает её такой родной? Точно уж не парты и не стены, не компьютеры и не горы исписанных тетрадей! Хотя как же без них…
Моя школа – это мои ученики, коллеги и, конечно же, я сама: моя любовь, мое желание работать в суматохе, когда теряешь счет звонкам, когда не замечаешь, что пролетел еще один день, такой трудный и такой интересный!
С чем можно сравнить работу учителя? Я бы сравнила ее  с преодолением… Преодолением себя, своих слабостей, недостатков.   Ведь невозможно учить, тем более научить кого-то, если сам, понимая собственное несовершенство, не работаешь  над  собой постоянно. Иначе со временем  ты превратишься в человека, который  хранит  в своей голове конспекты давным-давно выученных уроков и повторяет ежегодно одно и то же, одно и то же. Разве такая работа  интересна? Разве это  Учитель? Риторические вопросы.
Жизнь показала, что в наше время  педагог должен быть особенно чуток ко всем изменениям, происходящим в мире. Руками (сердцами, умами) учителей создаётся  наше будущее: каким оно будет, во многом зависит от педагога.  Высокопарно? Возможно. Но это действительно так. Ребенок, как губка, на протяжении многих лет, впитывает не  столько знания, сколько отношение учителя к окружающим, его мировоззрение – его общечеловеческий облик.
Но если учитель не готов  меняться, учиться?  Что же говорить тогда о школьниках? Может, поэтому  в начале нового ХХI века, по данным исследователей,  только 20% ребят  хотят учиться в школе?  Как  учителю ответить на этот грозный вызов времени? Кажется, замкнутый круг. И выход из него только один -  учителю постоянно нужно учиться самому, осваивать новое, учиться учить других. Только если он будет увлечен этим процессом, он сможет увлечь  за собой и своих учеников. Кажется, так просто! Но на деле это означает постоянную, ежеминутную работу над собой. 
Может быть, где-то и можно работать по старинке. Где-то, но не в школе! Наши дети не будут молчаливо сидеть за партами и выполнять задания под руководством учителя, если эти задания им не интересны и если учитель будет не любим ими.  Да-да, не любим! Кажется, что  в современных человеческих  отношениях любовь находится где-то на периферии.  Партнерство, сотрудничество, индивидуальный подход… Какие только термины  не характеризуют отношения учителя и ученика! Но, как и тысячи лет назад, все сводится к одному: любит или не любит, человека, своё дело – мир, окружающий каждого.  От того, любит ли учитель людей, сможет ли он в двоечнике   или троечнике  увидеть человека с его страданиями, комплексами, радостями и бедами, зависит очень многое. Педагог, обладающий щедрой душой, отзывчивым сердцем, способен стать для ребенка авторитетом, чье прикосновение, влияние может  окрылить  человека, зажечь в нем доброе и светлое. Порой единственная фраза или слово остается с нами всю жизнь, руководит нами, взывает  к нашей совести. Счастлив тот учитель, чье слово отзовется в душе ребенка. Никакими деньгами не окупить затраты души учителя! Да и не нужно. Потому что учитель – это особая профессия:  это возможность саморазвития, самовоспитания, где каждый урок – новый толчок к тому, чтобы быть лучше, умнее, интереснее, добрее, а  каждый  ученик –  человек, отношение к которому – мерило твоей сердечности, душевной щедрости и порядочности.
Честно  и ничуть не наивно говорить: это моя школа... В этих  словах нет никакой заносчивости, собственничества и  высокомерия. Пожалуй, наоборот. Моя школа  не  позволяет мне самоуспокоиться. Она продолжает учить и воспитывать меня.  Моя школа – это профессия учителя